Написать нам
Заполните поле Заполните поле Заполните поле Заполните поле
Перед отправкой, дайте свое согласие на обработку персональных данных:
Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Для преподавателей

⏩ ОТКРЫТЫЕ УРОКИ БЕЗ СТРЕССА

Психологическая подготовка педагога к открытым урокам и профессиональным конкурсам

Одной из важных составляющих при подготовке к открытому уроку, конкурсу является создание имиджа преподавателя. Как показывает статистика, 60% успеха публичного выступления зависит от того, как человек выглядит. Это не только одежда, но и представление педагога о себе: умение себя транслировать, манера держаться на публике, умение действовать по ситуации, знание собственных индивидуальных особенностей и т.д. Зная все это можно вполне успешно справиться с задачей формирования и преобразования своего имиджа.

Во время подготовки выступления

  • Составьте не просто текст своего выступления, но и его план, который будете знать наизусть. Ведь публичное выступление - это путешествие с определенной целью, и маршрут должен быть нанесен на карту. Тот, кто не знает, куда он идет, обычно приходит неизвестно куда. В случае если надо сократить выступление или вы забыли текст, вы сможете быстро перейти к следующему пункту, а не разыскивать в тексте то, о чем еще можно сказать.
  • После того как текст выступления составлен, прочитайте его кому-нибудь. Пусть слушатель определит его достоинства и недостатки. Затем подкорректируйте выступление в зависимости от отзыва. (В качестве такого слушателя могут выступить члены семьи или друзья). Попробуйте заинтересовать их. Члены семьи — наиболее сложная аудитория, ведь они знают вас за пределами вашей профессиональной роли и воспринимают вас в роли матери/отца, жены/мужа, дочери/сына. Если вам удастся в ходе своего выступления переключить их восприятие, заинтересовать, увлечь, вы с легкостью заинтересуете публику, уже готовую воспринимать вас в роли профессионала. Прислушайтесь к замечаниям и вопросам ваших семейных «критиков», учтите, насколько это возможно, их пожелания.
  • Не читайте, а рассказывайте с опорой на текст. Это придаст вашему докладу живость. Доведите свою речь до осознанного автоматизма, а не до бессознательного заучивания и бездумного воспроизведения.
  • Не перегружайте речь научными терминами — они плохо воспринимаются на слух, но их можно разместить на демонстрационных слайдах.
  • Помните об интонации. Монотонность даже интереснейший текст может превратить в скучнейшее выступление.
  • Распространенная ошибка публичных докладчиков — желание сказать как можно больше за как можно более короткое время. Спокойная и размеренная речь с паузами, акцентами на значимом гораздо выигрышнее, чем беглая однообразная речь, смысл которой усваивается публикой обрывочно или не усваивается вовсе.

Перед днем выступления

  • Как можно лучше отдохните, отвлекитесь от подготовки материалов к конкурсу, уделите внимание физическим нагрузкам, желательно на свежем воздухе. Это не только обогатит кислородом ваш организм, но и поможет сбросить накопившийся в результате затяжного стресса адреналин, переключить внимание, справиться с волнением и страхами.
  • Ложитесь спать вовремя. Не стоит изнашивать организм ночными бдениями над не доведенным до совершенства докладом или презентацией. Изможденный человек не сможет качественно представить даже самое гениальное сообщение и уж тем более не сможет правильно реагировать в предложенных организаторами условиях. Перед сном мысленно представьте процесс вашего выступления — как вы одеты, какое у вас настроение, как вы встаете и идете на сцену, как выступаете, как внимательно и увлеченно слушают вас члены жюри и публика, какие вопросы задают, как вы садитесь на свое место или уходите за кулисы. Очень важно представлять позитивную картину своего выступления очень подробно, во всех деталях, буквально срежиссировать его.

Перед открытым уроком

  • Одной из самых распространенных причин волнения является внушенная извне мысль о возможном провале, которая успешно прорастает на почве вашей собственной неуверенности в себе. Наиболее продуктивная стратегия в таком случае — притвориться спокойным, даже если не испытываешь спокойствия. Изображая спокойного человека, уверенного в своих силах, вы незаметно для самого себя переведете из внешнего во. внутренний план это ценное ощущение.
  • Помните: так, как работаете в профессии ВЫ, не сможет работать никто другой. У кого-то может быть больше опыта, кто-то лучше знает предмет, каждый обладает своими преимуществами, но никто не обладает вашими преимуществами! Вы уникальны как человек и уникальны как профессионал! А значит, вам есть что показать и чему научить окружающих! Дерзайте!

Как успокоиться накануне выступления:

1.Перед входом в аудиторию прогуляться быстрым шагом,

2.Использовать дыхательное упражнение (например, технику «Глубокое дыхание»).

3.Произнести «заклинание» (формулу самовнушения, помогающую мобилизовать силы).

4.Руки опустить по бокам (будто упереться в пол).

5.Подвигать кистями рук, пальцами.

Перед выступлением настройте себя таким образом, будто бы вы в первую очередь сами себе хотите рассказать что-то интересное, одновременно ознакомив с этим и всех присутствующих.

Во время выступления:

  • Перед тем, как начать открытый урок или публичное выступление мы должны выдержать паузу 5-7 сек., во время которой собрать взглядом всех присутствующих в аудитории и начать демонстрировать уверенное поведение с первой секунды.
  • Чтобы легче было понять, что такое уверенное поведение, давайте разобьем его на составляющие: а именно: речь, жесты и взгляды.

Речь

Речь и голос человека стоят на втором месте по значимости восприятия после внешнего облика, а если это общение, то речь играет едва ли не решающую роль в том, какое впечатление складывается у нас о человеке. Многие педагоги, профессионалы своего дела, своими успехами обязаны голосу.

Никакая другая способность, которой может обладать человек, не даст ему возможности с такой быстротой добиться признания, как способность хорошо говорить.

Требования к речи оратора:

1.Четкое и ясное произношение слов и фраз, хорошая дикция

2.Умеренный темп речи

3.Выразительность речи: Смена темпа и тональности. Наиболее важные мысли выделяйте громкостью голоса и более медленным темпом речи.

4.Использование пауз. Паузы усиливают напряженность, вовлекают слушателей в обсуждение проблемы

5. Вопросы. Чаще задавайте вопросы, обращенные к аудитории. Лучше начинать вопросы словами: «Почему…», «Чем объяснить…?», «В чем причина…?, «Согласны ли вы…?»

6.Речевые приказы. Периодически используйте в речи выражения типа: «Обратите внимание…», «Представьте себе, что…»

Если вы чувствуете, что страх начинает сковывать, произносите свою речь утрированно громко и четко, концентрируйтесь на четкости и отточенности звуков. Четкость и громкость свидетельствуют о вашей уверенности в себе. Соответственно, работает и обратная связь: громкость и четкость вашей речи вызывают у вас уверенность в себе.

Жесты

Язык жестов, так же как и система телодвижений, используется в качестве средства общения наряду с вербальной речью. 
  • Проследите свою манеру перемещаться по аудитории, излюбленные позы, избираемые точки-позиции, длительность пребывания в них, жестикуляцию рук. 
  • Жестикуляция во время речевой паузы или заминки, решительность жестов, их размашистость говорят о волевых качествах педагога, а нервические подергивания тела свидетельствуют о неуверенности, психологическом дискомфорте. 
  • Жестов не должно быть много.
Избегайте защитных поз: не скрещивайте руки на груди, не закладывайте руки за спину, не обнимайте себя. Все это оборонительные действия, которые выражают вашу неуверенность в том, что вы говорите. Жесты, поведение и голос должны быть столь же убедительны, как и слова.
  • Если вы стоите, то лучше ни на что не опираться
  • Если сидите - ступни плашмя на полу (возможность быстро встать).
  • Передвигаться по аудитории нужно при любом удобном случае.
  • Не поворачивайтесь спиной к зрителю.
  • Мимика — отражение нашего внутреннего состояния. Часто мимические реакции опережают речевые. Попробуйте перед зеркалом порепетировать текст выступления и понаблюдайте за своей мимикой.
«Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!» Улыбка поможет не только расположить к вам зрителей, но и снять напряжение. Попробуйте бояться — улыбаясь. Если чувствуете наплыв страха — улыбайтесь, в первую очередь себе. И помните: люди улыбаются на одном языке.

Взгляды

Постоянно удерживайте зрительный контакт с аудиторией. Не бойтесь взглядов. Смотреть на зрителя нужно в моменты речевых пауз. Если трудно смотреть на всех сразу, Сосредоточьтесь на одном доброжелательном лице.

Как бы вы ни выступили, обязательно похвалите себя после выступления. Купите себе подарок или сделайте себе что-то очень приятное. Не критикуйте себя! Не ошибается только тот, кто ничего ни делает! Потом можно будет проанализировать все положительные и отрицательные моменты выступления. Но после выступления себя надо хвалить!.


⏩ НАРКОПРОФИЛАКТИКА

ПАМЯТКИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Если у вас возникли подозрения, что подросток употребляет наркотики, то наиболее оправданы следующие действия:

  • Корректно сообщить о своих подозрениях родителям подростка
  • При подозрении на групповое употребление психоактивных веществ (ПАВ) необходимо провести беседы с родителями всех членов «наркоманической» группы, желательно с приглашением врача психиатра-нарколога, работника правоохранительных органов
  • Предоставить подросткам и их родителям информацию о возможности анонимного обследования и лечения, указать адреса и телефоны организаций, работающих в таком режиме.

Областной наркологический диспансер

г. Владимир
ул. Летнеперевозинская, д. 7
тел. 8 (4922) 32-30-23

Подростковое отделение областного
наркологического диспансера

г. Владимир
ул. Княгининская, д.2
тел. 8 (4922) 40-85-24

Экстренная психологическая помощь

тел. 8 (4922) 33-33-33

Областной центр профилактики и борьбы со СПИД

Судогодское шоссе, д. 43
тел. 8 (4922) 32-96-13

УФСКН России по Владимирской области

тел. 8 (4922) 32-70-01, 37-88-77

e-mail:post@vladnarko.ru

Основные правила при работе с подростком при подозрении употребления ПАВ:

  • При первой беседе избегать осуждающей тактики, постараться убедить подростка в обращении за медицинской помощью.
  • Предложение помощи подростку должно быть корректным и ненавязчивым.
  • Недопустимо разглашение информации о заболевании подростка.
  • Предоставить подростку достаточную информацию о негативных последствиях потребления ПАВ.

Если у вас возникли подозрения, что подросток находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения у вас на уроке, то рекомендуется:

  • Удалить студента из аудитории, отделить его от одногруппников
  • Немедленно поставить в известность администрацию техникума
  • Срочно вызвать медицинского работника техникума
  • Если медработник подтвердил, что состояние подростка может быть расценено как алкогольное или наркотическое опьянение, необходимо немедленно известить о случившемся родителей подростка
  • При совершении подростком хулиганских действий прибегнуть к помощи правоохранительных органов
  • Нецелесообразно проведение немедленного разбирательства причин и обстоятельств алкогольного или наркотического опьянения.

План беседы и наблюдения, которые помогут классным руководителям составить картину предрасположенности студента к употреблению психоактивных веществ.

Склонность к употреблению любого одурманивающего вещества с психологической точки зрения всегда сопровождается проблемами личности употребляющего. Выясняя поочередно наличие или отсутствие каждого отдельного психологического фактора и, затем суммируя результат, вы получите количественную характеристику и определите факторы риска конкретного человека.

После такого анализа вам будет гораздо легче наметить основные направления профилактической работы.
  • Проявляет ли подросток низкую устойчивость к психическим перегрузкам и стрессам?
  • Проявляет ли неуверенность в себе и имеет ли низкую самооценку?
  • Испытывает ли трудности в общении со сверстниками?
  • Тревожен ли, напряжен ли в общении в техникуме?
  • Стремится ли к получению новых ощущений, удовольствий, причем как можно быстрее и любым путем?
  • Зависит ли сверх меры от своих друзей, легко ли подчиняется мнению знакомых, некритичен, готов подражать образу жизни приятелей?
  • Имеет ли отклонения в поведении, вызванные травмой мозга, инфекциями, врожденными заболеваниями, связанными с мозговой патологией?
  • Свойственна ли ему непереносимость конфликтов: стремление уйти в иллюзорный мир благополучия? Отягощена ли наследственность: заболевания отца, матери наркоманией, алкоголизмом?

За каждый положительный ответ на вопросы 1, 2, 3, 4 начислите пять баллов. За ответ "да" на вопросы 6, 8 - по 10 баллов, на вопросы 5, 7, 9 - по 15 баллов. За отрицательные ответы - 0 баллов.

Сумма менее 15 баллов означает, что несовершеннолетний в группу риска не входит.

От 15 до 30 баллов - средняя вероятность вхождения в группу риска, требующая повышенного внимания к поведению подростка.

При результате свыше 30 баллов следует незамедлительно посоветоваться с психологом, социальным педагогом, врачом, работником правоохранительных органов по предупреждению правонарушений несовершеннолетних.



⏩ ШПАРГАЛКА ДЛЯ ПЕДАГОГА

Правила работы с тревожными подростками

  • Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
  • Не сравнивайте студента с окружающими.
  • Оказывайте поддержку, особенно в ситуациях, где студент теряется или комплексует
  • Доверяйте подростку, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть.
  • Способствуйте повышению самооценки подростка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что.
  • Чаще обращайтесь к студенту по имени.
  • Формируйте у студента веру в успех:
  • Замечайте любые улучшения
  • Объявляйте о любом вкладе студента в общее дело
  • Раскрывайте студенту его сильные стороны
  • Признавайте трудность ваших заданий
  • Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером студенту.
  • Формируйте у подростка отношение к ошибкам как к нормальным и нужным явлениям
  • Концентрируйте внимания студента на его прошлых успехах.
  • Будьте последовательны в воспитании подростка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.
  • Старайтесь делать студенту меньше замечаний.
  • Используйте наказание лишь в крайних случаях. Не унижайте подростка, наказывая его.
  • Общаясь с подростком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей.
  • Запаситесь терпением, так как мгновенных результатов добиться трудно.
  • Если страхи у подростка не проходят и имеют навязчивый характер, прибегните к помощи специалиста.


Правила работы с агрессивными подростками

  • Предъявляя подростку свои требования, учитывайте не свои желания, а его возможности.
  • Гасите конфликт еще в зародыше, направляя интерес подростка в другое русло.
  • Включайте студента в совместную деятельность, подчеркивая его значимость в выполняемом.
  • Обучайте студента управлять своими эмоциями (научите его выражать свои негативные эмоции безопасными способами через переключение на другой вид деятельности: физическая нагрузка, бытовая и общественная деятельность)
  • Игнорируйте легкие проявления агрессивности подростка, не фиксируйте на ней внимания окружающих.
  • Установите строгий запрет на агрессивные действия подростка. Пытайтесь понять причины протеста и сопротивления студента и исключите их.
  • Ищите смешные моменты в ситуациях, где студент проявляет агрессию

Бороться с агрессивностью нужно:

  • Терпением;
  • Объяснением: объясните подростку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратким.
  • Отвлечением. Постарайтесь предложить подростку что-нибудь более привлекательное, чем то, что он пытается делать.
  • Неторопливостью. Не торопитесь наказывать подростка, подождите, пока поступок повторится.
  • Наградами. Если вы похвалили студента за хорошее поведение, вместо того, чтобы считать его обычным, то одно это пробудит в нем желание еще раз услышать вашу похвалу.

Правила работы с леворукими подростками

Особенности леворуких подростков

1.В познавательной сфере:

  • Снижена способность зрительно-двигательных координаций. Студенты плохо срисовывают графические изображения с доски или с учебника в тетрадь.
  • Слабость внимания. Трудности переключения и концентрации. Повышенная отвлекаемость. Левша не всегда может сосредоточиться на рассказе преподавателя, это может оцениваться как проявление неорганизованности, нежелания учиться, поэтому мы делаем постоянные замечания таким студентам, обвиняем его в недисциплинированности, что еще больше его отвлекает.
  • Речевые нарушения. Ошибки в произношении слов. Частые переспрашивания из-за трудности восприятия речи.
  • Медленная вербализация ответа.
  • Плохой почерк. Много ошибок в письме.
  • Отсутствие обратной связи на уроке.
2.В поведенческой сфере:
  • Сниженная работоспособность и повышенная утомляемость

3.В эмоциональной сфере:

  • Уровень тревожности у леворуких выше, чем у остальных подростков
  • Высокая эмоциональная чувствительность, повышенная ранимость и обидчивость

Положительные особенности леворуких:

  • Необыкновенная способность к творчеству, неординарность мышления, эмоциональность, целостность восприятия – эти качества ставят «левшей» выше среднего уровня и дают им определенные преимущества.
  • Действительно, в русском языке слово «левша» ассоциируется со словом «талант». Леворукими были такие известные люди, как Пифагор, Аристотель, великие художники Микеланджело, Рафаэль, Леонардо да Винчи. Леворукими были Ньютон и Наполеон.

Рекомендации педагогам по работе с леворукими подростками

  • Таких студентов рекомендуется сажать у окна, чтобы их рабочее место было достаточно освещено; слева за партой с правонаклонным разворотом тетради, чтобы студент не помешал соседу.
  • Поскольку у «левшей» затруднена вербализация ответов, им нужно давать письменные задания.
  • Обучение леворуких подростков должно быть более ярким и красочным: через образы, картинки, фильмы, яркие презентации, т.е. используя их визуальное восприятие.
  • С целью снижения утомляемости таких студентов эффективно поочередно включать их в разнообразные виды деятельности: слушать, смотреть, читать, писать, пересказывать, или: подача нового материала, закрепление, контроль и проверка знаний.
  • Если подросток устал на уроке: вертится, «валяется» на парте, можно разрешить ему 1 минуту спокойно полежать на парте, или 1 мин. активного отдыха (погулять в коридоре).
  • С целью снижения отвлекаемости «левшей» - не сажать рядом с подвижными, легковозбудимыми, непоседливыми сверстниками.
  • Учитывая повышенную эмоциональность подростка, нам приходится быть более чуткими и внимательными по отношению к ним: общаемся со студентом доброжелательно и спокойно, оцениваем не его самого, а его поступки. Если леворукий подросток хорошо работал на уроке – это следует отметить в конце урока и похвалить его.


⏩ Рекомендации по составлению социально-психологической характеристики для предоставления в военный комиссариат

Социально-психологическая характеристика 
на призывника заполняется согласно следующей форме:

1. Направленность личности призывника:

  • общее развитие и кругозор (общее развитие соответствует/не соответствует возрасту;
  • убеждения, идеалы и склонности (соответствуют/не соответствуют моральным нормам);
  • интересы и увлечения (широкий/узкий круг интересов; чем увлекается), вероисповедание (пассивно/активно религиозный (православный, католик и т.д), есть/нет религиозных убеждений, препятствующих прохождению военной службы;
  • участие в общественной деятельности (принимает активное/пассивное участие в общественной жизни техникума и группы; какие выполняет поручения; охотно/неохотно выполняет поручения);
  • состояние здоровья (физически развит, группа по физической культуре основная/подготовительная/специальная);
  • отношение к физической культуре (занятия по физической культуре посещает регулярно/нерегулярно, посещает ли спортивные секции (какие), принимал ли участие в соревнованиях).
2. Успеваемость:
  • уровень обучения, средние показатели успеваемости (при низкой успеваемости указать её причины), (успеваемость высокая/выше среднего/средняя/ниже среднего; средний балл; имелись ли академические задолженности);
  • какие предметы вызывают наибольший интерес, какие – затруднения; были ли длительные пропуски занятий (по какой причине). 

3. Особенности поведения:

  • взаимоотношения со сверстниками;
  • взаимоотношения с преподавателями;
  • признаки девиантного поведения (побеги из дома, бродяжничество, употребление спиртных напитков, наркотиков, попытки суицида и тому подобное);
4. Психологические особенности личности
(заполняется по результатам психологической диагностики):

  • Присутствие в чертах характера признаков тревожности и агрессивности (если показатели тревожности повышены, то: в характере присутствуют черты повышенной тревожности; если показатели агрессивности повышены, то: в характере присутствуют черты неуравновешенности и импульсивности; если показатели тревожности и агрессивности в норме, то: по характеру спокойный и уравновешенный.
  • Выраженные акцентуации черт характера (если акцентуации присутствуют, то: назвать и описать тип акцентуации, сильные стороны данной акцентуации и ситуации, в которых студент чувствует себя дискомфортно – по таблице индивидуальных свойств личности студентов).
  • Самооценка (адекватная, завышенная, заниженная).
  • Имеет ли склонность к замкнутости (уединению).
5. Характеристика семьи:

  • Указывается, в какой семье воспитывается (полная/неполная);
  • материальное положение семьи (среднее, выше/ниже среднего),
  • жилищные условия (удовлетворительные/неудовлетворительные);
  • кто из родителей занимается воспитанием (мать, отец, оба родителя);
  • ФИО родителей, место работы, должность.

Месяц, год


Куратор учебной группы                                                               _______________ (ФИО)



Директор                                                                                        _______________ В.Г. Соболев


^