Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Для родителей

⏩ ПАМЯТКА "ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О СУИЦИДЕ"

Суицид - намеренное, умышленное лишение себя жизни, может иметь место, если проблема остается актуальной и нерешенной в течение нескольких месяцев и при этом ребенок ни с кем из своего окружения не делится личными переживаниями.

Будьте бдительны! Суждение, что люди, решившиеся на суицид, никому не говорят о своих намерениях, неверно.

Большинство людей в той или иной форме предупреждают окружающих. А дети вообще не умеют скрывать своих планов. Разговоры вроде «никто и не мог предположить» означают лишь то, что окружающие не приняли или не поняли посылаемых сигналов.

Основные мотивы суицидального поведения у детей и подростков:

  • переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания;
  • действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность;
  • переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи;
  • чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения;
  • боязнь позора, насмешек или унижения;
  • страх наказания, нежелание извиниться;
  • любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность;
  • чувство мести, злобы, протеста; угроза или вымогательство;
  • желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации;
  • сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов.
Если подросток задумал серьезно совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.

Словесные признаки

Подросток, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своём душевном состоянии:
  • прямо говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так дальше жить»;
  • косвенно намекает о своём намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться»;
  • много шутит на тему самоубийства;
  • проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

Поведенческие признаки

Подросток может:

1. раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами;

2. демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как:

  • в еде - есть слишком мало или слишком много;
  • во сне - спать слишком мало или слишком много;
  • во внешнем виде - стать неряшливым;
  • в учебных привычках - пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одногруппниками, проявлять раздражительность, угрюмость, находиться в подавленном настроении;
  • замкнуться от семьи и друзей;
  • быть чрезмерно деятельным или наоборот безразличным к окружающему миру;
  • ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния;

Ситуационные признаки

Ребенок может решиться на самоубийство, если:
  • социально изолирован, чувствует себя отверженным;
  •  живёт в нестабильном окружении (серьёзный кризис в семье; алкоголизм родителей, личная или семейная проблема);
  • ощущает себя жертвой насилия - физического, сексуального или эмоционального;
  • предпринимал раньше попытки самоубийства;
  • имеет склонность к суициду вследствие того, что он совершился кем-то из друзей, знакомых или членов семьи;
  • перенёс тяжёлую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей);
  • слишком критически относится к себе.

Советы родителям по профилактике подростковых суицидов

  • Открыто обсуждайте семейные и внутренние проблемы детей.
  • Будьте внимательным слушателем.
  • Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить
  • Помогайте своим детям строить реальные цели в жизни и стремиться к ним.
  • Содействуйте в преодолении препятствий.
  • Любые стоящие положительные начинания молодых людей одобряйте словом и делом.

От заботливого, любящего человека, находящегося рядом в трудную минуту, зависит многое. Он может спасти потенциальному суициденту жизнь.
Самое главное, надо научиться принимать своих детей такими, какие они есть. Ведь это мы, родители, формируя отношения, помогая ребёнку в его развитии, получаем результат воздействия, результат своего труда.
"Что посеешь, то и пожнёшь!" - гласит народная мудрость.
Поэтому совет родителям прост и доступен: "Любите своих детей, будьте искренне и честны в своём отношении к своим детям и к самим себе".


⏩ КАК ПОВЫСИТЬ САМООЦЕНКУ ПОДРОСТКА

Правило 1. Поощряйте ребенка за старания и усилия так же, как за достижения. Замечайте даже саамы маленькие успехи. Давайте понять, что старание и настойчивость часто важнее результата.

Правило 2. Помогайте детям ставить реалистические цели. Если они сами или их родители ожидают слишком многого, неудача может стать разрушительной для их личности. Ваш ребенок должен знать, что его личные, пусть объективно небольшие по сравнению с другими, достижения вызовут у вас такую же гордость и такое же восхищение, как наивысшие достижения и победы других.

Правило 3. Исправляя ошибки, критикуйте поступки и действия, а не самого ребенка.

Правило 4. Давайте ребенку почувствовать настоящую ответственность. Дети, у которых есть обязанности по дому, считают себя значимыми в семье, «членами команды». Выполнение своих обязанностей они воспринимают как достижение.

Правило 5. Показывайте и говорите детям, что вы их любите. Дети никогда не бывают слишком взрослыми, чтобы им не повторять, что они самые любимые и самые дорогие…



⏩ ТЕСТ "ВАШ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ"

Уважаемые родители!

Просим Вас оценить собственную стратегию семейного воспитания.

Из четырех вариантов ответа выберите самый для Вас предпочтительный.

1.Чем, по Вашему мнению, в большей мере определяется характер человека – наследственностью или воспитанием?

Б. Преимущественно, воспитанием.

А. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.

В. Главным образом врожденными задатками.

Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.

2. Как Вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?

Б. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.

В. Абсолютно с этим согласен.

А. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.

Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.

3. Какое из суждений о воспитании Вы находите наиболее удачным?

Г. Если Вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Хоу).

В. Цель воспитания – научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве).

А. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер).

Б. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер).

4.Считаете ли Вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?

Г. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.

В. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.

Б. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А сейчас главное – позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.

А. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.

5. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?

В. Если попросит, можно и дать.

Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.

А. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.

Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.

6. Как Вы поступите, если узнаете, что Вашего ребенка обидел одногруппник?

В. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.

Б. Отправлюсь выяснять отношения с родителями обидчика.

Г. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более, что их обиды недолги.

А. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.

7. Как Вы относитесь к сквернословию ребенка?

А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято.

Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.

Г. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.

В. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.

8. Дочь-подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы Вы её?

Б. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят.. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.

А. Возможно, если знаю её товарищей, как порядочных и надежных ребят.

В. Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в её отсутствие буду немного беспокоиться.

Г. Не вижу причины запрещать.

9. Как Вы отреагируете, если узнаете, что ребенок Вам солгал?

Б. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.

Г. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.

В. Расстроюсь.

А. Попробую разобраться, что его побудило солгать.

10. Считаете ли Вы, что подаете ребенку достойный пример?

Б. Безусловно.

А. Стараюсь.

В. Надеюсь.

Г. Не знаю.

Сосчитайте, какие ответы преобладают среди выбранных Вами – А, Б, В или Г. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в Вашей семье определенный стиль воспитания.

А – такой стиль можно определить, как авторитетный. Вы осознаете свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции.

Б – авторитарный стиль. Вы хорошо представляете, каким должен вырасти Ваш ребенок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях Вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под Вашим контролем.

В – либеральный стиль. Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода?

Г – индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для Вас первостепенными, поскольку у Вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с Вашей стороны!

Если среди Ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же Вы все-таки хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.


⏩ СИМПТОМЫ НАРКОТИЧЕСКОГО ОПЬЯНЕНИЯ

Важно понимать, что разные наркотические средства действуют по-разному на людей, есть галлюциногенного характера, седативные или наоборот, возбуждающие ЦНС. Физиологические признаки наркотического опьянения отличаются в зависимости от типа наркотика. Но в целом, есть общие особенности, характерные для всех случаев отравления наркотическими веществами.

Основных признаков наркотического опьянения 5.

1. Бледность кожи, землистый цвет лица.
2. Зрачки расширены или сужены в точку, не реагируют на свет.
3. Явный признак наркотического опьянения – красные мутные глаза.
4. Нарушена координация движений.
5. Зуд по телу заставляет употребившего наркоту постоянно чесать руки, лицо, тело.

Как меняется поведение человека под наркотическим опьянением:

  • смена настроения без видимых причин;
  • подросток в наркотическом опьянении либо быстро тараторит либо говорит медленно, протягивая каждое слово.
  • человек под наркотиками либо заторможен либо резко двигается, будто бьется в припадках.
  • зацикленность на чем-то, человек в наркотическом опьянении может часами рассказывать историю или выполнять однотипное действие;
  • яркость впечатлений, его может невероятно впечатлить вкус конфеты или расстроить цвет травы, например.

Клинические признаки наркотического и токсического отравления проявляются сразу.

1. Нарушения сна, бессонница.
2. Мышечные спазмы, боль в суставах.
3. Сухость во рту.
4. Нестабильность артериального давления.



⏩ ЕСЛИ ВАШЕГО РЕБЕНКА ЗАДЕРЖАЛИ СОТРУДНИКИ ПОЛИЦИИ

Уважаемые Родители!

Если вашему ребенку исполнилось 16 лет, то он может быть привлечен к уголовной ответственности. За некоторые виды преступлений уголовная ответственность наступает с 14 лет. В этот перечень входят: убийство, изнасилование, кража, грабеж, разбой, вымогательство и ряд других преступлений.
За любое административное или уголовное правонарушение подростка ставят на учет в полицию. Об этом инспекторы подразделений по делам несовершеннолетних (ПДН) сообщают по месту учебы, работы подростка и его родителей.
Постановка на учет служит поводом для проверки вашего ребенка впоследствии всякий раз, когда в микрорайоне совершается преступление неизвестными подростками.

ВЫЗОВ В ПОЛИЦИЮ
сотрудниками правоохранительных органов

Если сотрудники полиции приглашают вашего ребенка пройти с ними для выяснения каких-либо обстоятельств происшествия:

  • Попросите предъявить служебное удостоверение и перепишите его номер. Выявите фамилию, звание и должность сотрудника. Уточните, из какого он отдела или управления внутренних дел.
  • Вежливо поинтересуйтесь, какова цель вызова вашего ребенка.
  • Сотрудник полиции обязан предъявить повестку. В ней должно быть указано, кого, куда, в каком качестве, с какой целью и на какое время вызывают. Если повестки нет, то попросите её прислать. Не поддавайтесь ни на какие уговоры и объяснения, если вашего ребенка просят пройти куда-либо без повестки.
  • Постарайтесь выяснить у ребенка, по какой причине его могут вызвать в полицию. Если есть предположение, что он может быть причастен к совершению преступления, то необходимо проконсультироваться с адвокатом. Идти в полицию в этом случае следует только в сопровождении адвоката, имеющего ордер.

Помните, что вы являетесь законным представителем вашего ребенка, пока ему не исполнилось 18 лет. Вас обязаны извещать о любом его задержании.


ЗАДЕРЖАНИЕ РЕБЕНКА
в здании правоохранительных органов

Если вам стало известно, что ребенок задержан и находится в здании правоохранительных органов:
  • Как можно быстрее выезжайте по месту его нахождения, желательно с адвокатом, имеющим ордер. Для этого заранее необходимо иметь контакты одного или нескольких адвокатов, к которым можно было бы обратиться в любое время за консультацией либо за срочной юридической помощью.
  • Участие юриста при возникновении каких-либо проблем с правоохранительными органами ОБЯЗАТЕЛЬНО, так как в большинстве своем граждане не имеют специальных юридических знаний, и не могут воспользоваться всеми правами.
  • До выхода из отдела полиции обязательно убедитесь, что вашего ребенка не били, и у него не имеется телесных повреждений.
  • Если у вас есть подозрения, что к вашему ребенку применяли физическую силу, то не выходя из здания, вызывайте "скорую помощь", чтобы зафиксировать телесные повреждения. Запишите данные медиков, оказавших помощь вашему ребенку. Получите справку о наличии телесных повреждений.
  • Запишите данные всех лиц, которые находились рядом с вашим ребенком во время нахождения его в правоохранительных органах.

ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ
со стороны правоохранительных органов

  • Потребуйте от сотрудников полиции документы, фиксирующие факт задержания. Это могут быть протоколы административного правонарушения, протоколы задержания по подозрению в совершении преступления.
  • Вы имеете право ознакомиться и получить копии с любых документов, которые составлялись в отношении вашего ребенка или вас (копии постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, постановлений о возбуждении уголовного дела, копии объяснений, допросов, заключения экспертов, т.п.).
  • Попросите сотрудников правоохранительных органов ознакомить вас со всеми документами, которые вынесены в отношении вашего ребенка и подписаны им. Копии с них можно снять после вынесения решения по результатам проведения проверки.
  • Помните, только вы сможете помочь ребенку, если его незаконно задержали, избили, в полиции, заставили признаться в преступлении, которого он не совершал. И только вы сможете предупредить подобные случаи.
  • Постарайтесь быть в курсе того, чем занимается ваш ребенок, с кем он дружит, и общается. Узнайте адреса, телефоны его друзей, их родителей.

Будьте готовы, к тому, что ваш ребенок может попасть в полицию. Всегда лучше предугадать ситуацию, нежили паниковать или бездействовать, столкнувшись с проблемой.




⏩ ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РЕБЕНКОМ

Правило 1. Слушая ребенка, дайте ему почувствовать, что вы понимаете его состояние, чувства, связанные с тем событием, о котором он вам рассказывает. Для этого выслушайте ребенка, а затем своими словами повторите то, что он вам рассказал. Вы убьете сразу трех зайцев: ребенок убедиться, что вы его слышите; ребенок сможет услышать самого себя как бы со стороны и лучше осознать свои чувства; ребенок убедиться, что вы его поняли правильно.

Правило 2. Слушая ребенка, следите за его мимикой и жестами, анализируйте их. Иногда дети уверят нас, что у них все в порядке, но дрожащий подбородок и блестящие глаза говорят совсем о другом. Когда слова и мимика не совпадают, всегда отдавайте предпочтение мимике, выражению лица, позе, жестам, тону голоса.

Правило 3. Поддерживайте и подбадривайте ребенка без слов. Улыбнитесь, обнимите, подмигните, потреплите по плечу, кивайте головой, смотрите в глаза, возьмите за руку.

Правило 4. Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы ребенка. Ваш тон «говорит» не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешливым. У вас может не быть готовых ответов на все его вопросы.

Правило 5. Поощряя ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает. Например, спросите: «А что было дальше?» или «Расскажи, мне об этом…»




⏩ КАК ДОБИТЬСЯ, ЧТОБЫ РЕБЕНОК СОВЕТОВАЛСЯ С ВАМИ?

  • На минуту задумайтесь над тем, как вы разговариваете с сыном или дочерью. Часто ли критикуете, что-то напоминаете, угрожаете, читаете лекции или мораль, допрашиваете, высмеиваете, придираетесь или ворчите? Никогда? Иногда? Эти распространенные способы общения с детьми даже при самых благих намерениях родителей приводят к потере хороших отношений, затрудняют и обедняют общение. Представьте себе, что вы читаете нравоучительные лекции друзьям или, насмехаясь, критикуете их. Вряд ли они надолго останутся вашими друзьями.
  • Если вы будете общаться с детьми как с лучшими друзьями, то ваши отношения могут улучшиться.
  • Когда вам трудно или у вас неприятности, чего вы хотите от окружающих? Чтобы вас оставили в покое? Внимательно выслушали и поняли ваше состояние?
  • Дети любого возраста будут делиться с теми, кто умеет слушать.
  • Ребенку, как и взрослому, свойственно стремление поделиться с кем-нибудь своими проблемами. Если родители не умеют слушать ребенка, он будет искать другого слушателя, а родители упустят замечательную возможность установить более тесный контакт с ребенком.
  • Многих из нас воспитывали в уверенности, что злость и раздражение надо сдерживать, а страх и тревогу скрывать. Поэтому иногда родители просто не знают, как реагировать на злость или раздражение ребенка.



⏩ ТИПЫ СТИЛЕЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. В каждом обществе складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействия между родителями и детьми, возникают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье, и вряд ли будет преувеличением сказать, что цивилизованность общества определяется не только отношением к женщинам, но и отношением к детям.

Детско-родительские отношения - это система межличностных установок, ориентаций, ожиданий в вертикальном направлении по возрастной лестнице: снизу вверх (диада «ребенок-родители») и сверху вниз (диада «родители-ребенок»), определяемых совместной деятельностью и общением между членами семейной группы.

В любом периоде жизни человека родители являются для него примером как личности. Благодаря этому с детских лет большинство людей в своем поведении подражают родителям, которые с колыбели одаривают его одним из прекрасных человеческих проявлений - родительской любовью. Эта взаимосвязь имеет огромное значение для ребенка, так как влияет на формирование характера, жизненных позиций, на его поведение, отношение к людям, в целом на формирование его личности.

Типология стилей детско-родительских отношений

Классификация неадекватных типов семейного воспитания основана на многолетних исследованиях. На всех этапах развития ребенка в семье на него оказывают постоянное воздействие различные факторы семейной среды, в том числе стиль семейного воспитания. Психологи выделяют типичные нарушения правил семейного воспитания:

1. Потворствующая гиперопека. Ребенок находится в центре семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Для родителей характерны стремление "поглотить" ребенка, защитить его ото всех трудностей, потакание всем его прихотям. При подобном воспитании у ребенка развиваются демонстративные черты характера, болезненная обидчивость, подозрительность, упрямство, агрессивность. Это делает его неуживчивым среди сверстников, т.е. затрудняется социальная адаптация.

При таком стиле воспитания может проявляться неадекватность вместе с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.

Такая семья называется детоцентрической. Воздействие в ней осуществляется, как правило, снизу вверх (от ребенка к родителям). Существует "симбиоз" – слияние ребенка и взрослого. В результате у ребенка формируется высокая самооценка собственной значимости, но возрастает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи. Поэтому ребенок из такой семьи может оценивать мир как враждебный.

2. Доминирующая гиперопека. Ребенок также в центре внимания семьи, но родители ставят перед ним многочисленные ограничения, запреты, злоупотребляют контролем. Последствиями такого воспитания является формирование у ребенка таких качеств, личности, как зависимость от окружающих, отсутствие самозащиты, скрупулезное следование определенным правилам и излишняя уступчивость.

Дети из этих семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в формировании собственных семей. Они не инициативны, не гибки в общении, действуют исходя из представления о должном. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей.

Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем, ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях.

3. Эмоциональное отвержение ребенка - воспитание по типу "золушки", чрезмерное реагирование со стороны родителей на незначительное поведение, игнорирование потребностей ребенка. Это приводит к невротическим расстройствам. При таком варианте возможен "уход от реальности". Наблюдается в тех случаях, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее не могут благодаря своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. При поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития.

4. Авторитарный стиль присущ для тех семей, где родители часто используют физические наказания. К такому стилю больше склонен отец, считающий, что физическая расправа – это единственный эффективный воспитательный прием. В подобных случаях дети имеют высокий уровень агрессивности, стремятся обижать маленьких, беззащитных и слабых, а также имеют серьезные нарушения межличностных отношений.

5. Увещевательный стиль в противоположность авторитарному проявляется в беспомощности родителей, которые предпочитают увещевать, объяснять, бесконечно уговаривать своих детей, не применяя никаких наказаний. Это приводит к замедленной социализации подростка, который не способен проявить самостоятельность, демонстрируя инфантильность.

6. Демонстративный стиль, когда родители, чаще мать, всем и каждому жалуются на своего ребенка, не стесняясь, рассказывает о его проступках, явно преувеличивая степень их опасности, заявляя вслух, что сын растет "бандитом" и прочее. Это приводит к утрате у подростка стыдливости, чувства раскаяния за свои поступки, снимает внутренний контроль за своим поведением, происходит озлобление по отношению к взрослым, родителям.

7. Попустительски-снисходительный стиль, когда родители не придают особого значения проступкам своих детей, не видят в них ничего страшного. Такие родители весьма агрессивно настроены ко всем, кто указывает на неправильное поведение их детей, считая, что "все дети такие". Подростки из таких семей трудно поддаются перевоспитанию, они жестоки, лживы, страдают дефектами морального сознания.

8. Непоследовательный стиль - когда у родителей, особенно у матери, не хватает самообладания и выдержки для того, чтобы последовательно осуществлять воспитательные действия в семье. Возникают резкие эмоциональные перепады в отношениях с детьми - от наказания и ругани до умилительно-ласкательных проявлений. Это приводит к тому, что родителя теряют своё влияние на детей, подростки становятся непредсказуемыми, неуправляемым, начинают пренебрегать мнением старших. Нужно терпеливо и твердо проводить линию поведения воспитателя.

9. Отстраненно-равнодушный стиль возникает в семьях, где родители, в частности мать, поглощена устройством своей личной жизни. Выйдя замуж второй раз, она не находит времени и сил для своих детей от первого брака, равнодушна к самим детям и к их поступкам. Подростки предоставлены самим себе, чувствуют себя лишними, стремятся меньше бывать дома, тяжело воспринимают отстраненное отношение матери.

ДЕТИ УЧАТСЯ У ЖИЗНИ

  • Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
  • Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности;
  • Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
  • Если ребенок живет в упреках, он учится жить с чувством вины;
  • Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других;
  • Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя;
  • Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным;
  • Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;
  • Если ребенок в безопасности, он учится верить в людей;
  • Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя;
  • Если ребенка понимают и дружелюбно к нему относятся, он учится находить любовь в этом мире.


^